Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
Приказ Федеральной службы в сфере по надзору в сфере образования и науки и Министерства образования РФ от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся".pdf (файл)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" .pdf (файл)
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1526 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности".pdf (файл)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (файл)
Приказ Министерства образования СК от 16 сентября 2021 №1675 "Об организации работы по функциональной грамотности в Ставропольском крае в 2021/22 учебном году" (файл)
ПЛАН мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся (файл)
Методические рекомендации
"Формирование функциональная грамотность: с чего начать и что не забыть?" (посмотреть)
Сборник информационных и методических материалов для педагогов. (посмотреть)
Рекомендации для родителей школьников "Что значит быть "грамотным" в XXI веке". (посмотреть)
Банк заданий
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)